Анубис, в египетской мифологии бог и покровитель мертвых, сын бога растительности Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Новорожденного Анубиса Нефтида прятала от своего супруга Сета в болотах дельты Нила. Богиня-мать Исида нашла юного бога и воспитала его.

Позднее, когда Сет убил Осириса, Анубис, организуя погребение умершего бога, завернул его тело в ткани, пропитанные особым составом, сделав таким образом первую мумию. Поэтому Анубиса считают создателем погребальных обрядов, покровителем некрополей, и называют богом бальзамирования. Анубис помогал сохранить тело Осириса. Анубис также помогал судить умерших и сопровождал праведных к трону Осириса. Анубиса изображали в виде волка, шакала или дикой собаки Саб черного цвета (или человека с головой шакала или собаки). Дочерью Анубиса считалась Кебхут, совершавшая возлияния в честь умерших.

Древнейшее упоминание об Анубисе встречается в Текстах пирамид во времена Древнего царства в XXIII веке до нашей эры, где он ассоциировался исключительно с царскими захоронениями. Подобно другим богам древности, Анубис выполнял различные роли. Животные, в виде которых изображался Анубис — обитатели пустыни, то есть земель, пограничных со страной мертвых Дуатом. Анубис прочно связан с черным цветом — цветом смерти, загробного мира и ночи. В Книге мертвых Анубис обычно изображается в сцене взвешивания сердца покойного.

С возвышением почитания Осириса Анубис перешел на второстепенные позиции, часто ассоциировался с Упуатом, другим богом в образе волка.

В эллинистическую эпоху Анубис был объединен греками с Гермесом в синкретическом образе Германубиса. Этот бог как волшебник упоминается в римской литературе. В герметических текстах также сохранялись упоминания о нем вплоть до эпохи Возрождения. Некоторые ученые видят черты Анубиса у святого Христофора и в средневековых рассказах о киноскефалах (людях с песьими головами). Центр культа Анубиса – город 17-го нома Каса (греч. Кинополь - «собачий город»).

В египетской мифологии бог-покровитель умерших; хранитель ядов и лекарств. Изображался в виде лежащего шакала черного цвета. Или дикой собаки Саб, живущей в пустыне. Или чёрного охотничьего пса с пушистым хвостом. Или в виде человека с головой шакала или собаки. Зоологический вид, будь то собака или шакал, египтянами точно не отмечался, но предположительно он являет собою смешанное существо - помесь дикой собаки, волка-шакала и человека. Сведения о сжирающих трупы шакалах стали причиной того, чтобы считать представителей семейства собачьих символическими животными смерти и проводниками в нижний мир. Анубис  часто держит в руке иероглиф "анк" ("жизнь"). Этот божественный охранитель пути в царство мертвых изображается черным, т. е. имеет окраску священной смолы для бальзамирования, которая символизирует веру в продолжение жизни в потустороннем мире. Первоначально Анубис - бог смерти в Тинитском и Кинопольском номах (областях). Центром культа Анубиса на протяжении всей истории Древнего Египта был город Касса, столица 17 верхнеегипетского нома (греческое название города - Кинополь, то есть "город собаки"), однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту.В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых, его основные эпитеты «Хентиаменти», т. е. тот, кто впереди страны Запада («царства мертвых»), "Хозяин священной страны" (т.е. некрополя),  "тот, кто перед залом богов" (в котором проводилось мумифицирование), «владыка Расетау» («царства мертвых»), «стоящий впереди чертога богов». Анубис-Саб считался судьёй богов. Согласно «Текстам пирамид». Анубис был главным богом в царстве мертвых, он считал сердца умерших (в то время как Осирис главным образом олицетворял умершего фараона. который оживал подобно богу).

В поздних мифах Анубис играет значительную роль в мифе об Осирисе, выступая одним из победителей врага Осириса – Сета. Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, на печати которого изображен лежащий над девятью пленниками шакал. На дверях многочисленных гробниц изображается лежащая черная собака, она и есть охраняющий бог. Анубис считался братом бога Баты.С конца 3-го тысячелетия до н. э., с периода Среднего Царства (2100 г. до н. э.), функции Анубиса переходят к Осирису, которому присваивали его эпитеты а Анубис наряду с другими богами (Упуатом, Хентиаменти, Тотом и др.), имеющими сходную иконографию, входит в круг богов, связанных с мистериями Осириса (Анубис вводит мёртвого и на весах справедливости взвешивает сердце и пёрышко Маат, рядом находится страшный пёс Ануд (или Аммит), который поедает сердце умершего, если оно отягощено грехами). Одной из важнейших функций Анубиса была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию. Анубису приписывалось возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах («просветленного», «блаженного», загробное блаженное воплощение человека), оживающего благодаря этому жесту; Анубис расставлял вокруг умершего в погребальной камере Гора детей и давалкаждому каноп с внутренностями покойного для их охраны. При бальзамировании тела жрец в маске шакала  выступал в роли Анубиса. Ночью Анубис охранял мумии от злых сил.

Несмотря на то что в "Текстах пирамид" его называют четвёртым сыном Ра. Анубис более широко  известен в качестве сына Нефтиды и Осириса. (По Плутарху, Анубис был сыном Озириса и Нефтис). Нефтида, Скрытная, Открывательница, первоначально была женою Сета (Хаоса). Плодом же её союза с Осирисом (Стабильностью, Порядком) стал Анубис – «Защитник души во мраке.

 

Анубис был, и остаётся - к сведению тех, кто захочет вызвать его энергию:), покровителем анестезиологов, психиатров и психологов; он также может помочь в поисках чего-либо утраченного или недостающего. Этого бога также называли "Открывающим пути", и в этом качестве Анубиса вызвал тот, кто желал выбраться из какого-нибудь очередного лабиринта.

Среднестатистический элемент социосистемы
Среднестатистический элемент социосистемы
Новой Эре Новое Понимание Мира.pdf
Adobe Acrobat Document 1.3 MB
knopka
РадиоКОТ - популярно об электронике. Авторские схемы, новые разработки. Обучение по электронике, микроконтроллерам, ПЛИС. Форум
Top.Mail.Ru