Сложность древних языческих культов заключается в том числе и в сложном взаимном переплетении функций, атрибутов, сферы ответственности различных божеств. Неудивительно, что нередко у современных специалистов уходит немало времени и усилий на то, чтобы разобраться, какие боги были самостоятельными персонажами, где имеют место быть различные воплощения одного и того же бога, а где различные боги пересекаются на одном поле деятельности. Вот, например, в языческом пантеоне Древнего Египта помимо солнечного бога Ра был и другой бог, связанный с солнцем и небом – бог Гор.Среди древнеегипетских богов Гор (другой вариант имени – Хор) выделялся одной из наиболее запутанных родословных. Дело в том, что у этого бога было около двадцати различных ипостасей, которые в тех или иных случаях или в различных регионах страны могли рассматриваться как отдельные божества с собственными функциями и ритуалами. При этом Гор являлся одним из богов, которые с одинаковым преклонением почитались на всей территории Египта – наряду с ним такой же чести удостоились Осирис и Исида, являвшиеся, согласно, древнеегипетской мифологии, его родителями. Во многом это было связано с тем, что из всех богов Гор обладал наиболее крепкой связью с фараоном: царствующий фараон считался живым воплощением Гора на земле, а изображение самого бога содержало царскую корону, объединившую в себе короны Нижнее и Верхнего Египта.

Собственно, именно по короне изображения Гора чаще всего и отличают от изображений другого солнечного бога Ра: оба эти божества изображались в виде человекообразного существа с головой сокола (учёные полагают, что это отражение связи с небесными сферами и отголоски древнейших тотемических верований, когда одно из племён, предков древних египтян, ассоциировало себя именно с соколом). При этом Ра изображался с солнечным диском над головой, а Гор – с царской короной. Также была распространена такая традиция изображения Гора, как солнечный диск с соколиными крыльями.

В общем и целом можно считать, что Гор был в большей степени символом неба, олицетворением видимой людьми частью божественного мира и связью с этим миром через фараона, а Ра выполнял основную часть функций солярного божества.Внимание современных исследователей к Гору объясняется ещё и тем, что в его образе, судя по всему, мы имеем дело с одним из ранних проявлений одного из фундаментальных религиозных и культурных архетипов человечества – с «гамлетовской фигурой». Под «гамлетовской фигурой» подразумеваются персонажи, которые выполняют функцию мстителя за своего отца, у которого были отняты жизнь и некие особые права (обычно это верховная власть), причём это было осуществлено одним из ближайших родственников (чаще всего фигурирует брат покойного). В наиболее известном культурном варианте этот архетип воплотил в себе, как несложно догадаться, Гамлет в одноимённой трагедии Шекспира.

Но сам образ подобного мстителя является очень древним и одним из первых известных его проявлений и является фигура бога Гора в древнеегипетской мифологии. Согласно мифам, отцом Гора был бог Осирис, сын неба (бог Геб) и земли (богиня Нут). Младшим братом Осириса был бог Сет, который завидовал брату и стремился отнять у него, законного наследника, верховную власть. В результате обмана Сет заманил Осириса в ловушку и убил его. Их сестра и жена Осириса богиня Исида магическим образом забеременела от мёртвого мужа и родила Гора, который всё своё детство воспитывался втайне от всего мира, в дельте Нила. Когда же Гор стал достаточно взрослым, он явился на суд богов и заявил о своих правах на власть над Египтом, которую узурпировал Сет. Несколько десятилетий шли «судебные разбирательства», в итоге закончившиеся прямой войной между Гором и Сетом. В результате Гор победил Сета, воскресил своего отца, который добровольно стал владыкой Царства мёртвых и стал повелителем всего Египта.

В мифе о противостоянии Гора и Сета учёные усматривают мифологический вариант истории борьбы между Верхним (Северным) и Нижним (Южным) Египтом. Дело в том, что на ранних этапах истории Древнего Египта Сет был хотя и сложным, противоречивым, но в целом почитаемым и даже положительным божеством, с ним себя ассоциировали и брали его имя в качестве коронационного многие фараоны Верхнего Египта. Однако после того, как Египет был объединён, постепенно распространялся культ Гора, имевшего изначально особое влияние в Нижнем Египте, и в свете его противостояния с Сетом последний приобретал всё более негативные черты и, в конце концов, стал однозначно отрицательным божественным персонажем, богом ярости, гнева, смерти и войны.

Среднестатистический элемент социосистемы
Среднестатистический элемент социосистемы
Новой Эре Новое Понимание Мира.pdf
Adobe Acrobat документ 1.3 MB
Яндекс.Метрика
knopka